Арт-фехтованиеНу а почему, собственно, арт, а не сценическое, актерское, театральное, артистическое, художественное или историческое, в конце концов? Немного терпения… Безусловно, целью настоящего боя являлось возможно быстрое и безопасное для себя уничтожение противника любым способом. Принцип «любым способом» являлся основополагающим, а потому настоящий поединок, что называется «не на жизнь, а на смерть» был своего рода боем без правил. И в фехтовании широко использовались различные удары руками и ногами, захваты, подсечки, подножки, толчки руками и корпусом, болевые и удушающие приемы, а также различные приемы обезоруживания противника. Вот что представляло собой фехтование, то, что теперь мы называем «боевым фехтованием». Конечно же, наряду с этим существовали и «бои по правилам» - это были дуэли. Поединки, в которых обычно сражались один на один, одинаковым оружием в одну или две руки, и противники находились в равных условиях, которые, как и правила боя оговаривались заранее и строго соблюдались секундантами дерущихся, независимо от того шел ли бой до первой крови или же до гибели одного из противников. Но со временем огнестрельного оружия свело значение фехтование практически до нуля. И сегодня оно сохранилось лишь только как искусство арт-фехтования и как вид спорта. Но, несмотря на то, что и боевое фехтование, и спортивное, и арт-фехтование имеют общую основу, и для всех этих трех видов требуются одни и те же качества:
тем не менее различий между ними едва ли ни больше чем сходства. Так, спортивный поединок является довольно условным, несмотря на то, что предтечей его были дуэльные поединки, и задачей в нем является, соблюдая правила, нанести противнику определенное количество уколов или ударов, при этом избегая аналогичных прикосновений с его стороны. Дело в том, что в нем используется предельно легкое и затупленное оружие, легкая и удобная обувь, защитные костюмы и маски, противники фехтуют только один на один, вооружены в одну руку, перемещаются по специальной дорожке и только вперед и назад. Поражаемое пространство тоже достаточно условно, так как не важно, куда нанесен удар, в голову или, например, в невооруженную руку, да и самому удару или уколу необязательно быть мощным или пронзающим насквозь, достаточно лишь легкого прикосновения. Что же касается арт-фехтования… С моей точки зрения это понятие наиболее полно объединяет такие определения как актерское, сценическое, артистическое, театральное, художественное и историческое фехтование. Поскольку все они суть одно и тоже, с небольшими частностями, не влияющими на общее целое. А именно, это постановочный поединок, с целью создания у зрителя иллюзии реального поединка (трагического, драматического или комического) или же показа каким мог бы быть поединок в то или иное время. И хотя, казалось бы, арт-фехтование внешне наиболее точная копия боевого: поскольку поединок ведется без защитного снаряжения и незащищенным оружием (иначе как создать иллюзию?), противники вооружены в одну или в две руки и ведут бой против одного или более противников с использованием всего арсенала боевого фехтования на любых плоскостях, с перемещением в любую сторону, тем не менее отличие от двух других видов фехтования коренное. Дело в том, что основной принцип арт-фехтования - «не убий». И твой «противник» на самом деле является твоим партнером, вместе с которым ты создаешь для зрителя иллюзию поединка. Поэтому ни о каком бое на поражение не может быть и речи. Хотя контактная работа имеет место быть, ведь надо же безопасно нанести или получить укол, отыграть смертельный удар или ранение. Хорошо известно определение Жана-Батиста Мольера, данное фехтованию: «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их». Что ж, тогда арт-фехтование – искусство наносить удары и получать их. |